Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

«Князь Олег в литературе и истории. Сочинения по русскому языку и литературе Каким предстает кудесник в данном фрагменте

Тест по литературе Песнь о вещем Олеге (А.С. Пушкин) для учащихся 7 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 3 общих задания с развернутым ответом.

«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?

Могильной засыплюсь землею?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня».
«Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.
Запомни же ныне ты слово мое:
Воителю слава — отрада;
Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.
И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,

Щадят победителя годы…
Под грозной броней ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.
Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю.
И холод и сеча ему ничего…
Но примешь ты смерть от коня своего».

1 вариант

Задания с кратким ответом

1. Укажите жанр произведения.

2. Что означает слово Сеча ?

3.
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы…

4.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.

5. Как называется прием?
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю.

Задания с развернутым ответом

1.

2.

3.

2 вариант

Задания с кратким ответом

1. Как зовут героя, к которому обращается кудесник?

2. Что означает слово Жребий ?

3. Как называется средство иносказательной выразительности?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землею?

4. Укажите название изобразительного средства:
И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды …

5. Определите размер, которым написано стихотворение.

Задания с развернутым ответом

1. Каким предстает кудесник в данном фрагменте?

2. Объясните аллегорический смысл слов кудесника: «Правдив и свободен их вещий язык // И с волей небесною дружен».

3. Сопоставьте фрагмент из «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина и из былины «Василий Буслаев молиться ездил». Чем похожи раскрываемые в них темы, проблемы, идеи?

Василий Буслаев молиться ездил

А и выскочил Василий Буслаевич
Из своего червленого корабля,
Поклонились ему атаманы казачие:
«Здравствуй, Василий Буслаевич,
Здорово ли съездил в Ерусалим-град?»
Много Василий не баит с ними,
Подал письмо в руку им,
Что много трудов за их положил,
Служил обедни с молебнами за их молодцов.
В та поры атаманы казачие
Звали Василья обедати,
И он не пошел к ним;
Прощался со всеми теми атаманами казачими,
Подымали тонки парусы полотняные,
Побежали по морю Каспийскому к Нову-городу.
А и едут неделю споряду,
А и едут уже другую;
И завидел Василий гору высокую Сорочинскую,
Захотелось Василью на горе побывать,
— Приставали к той Сорочинской горе,
Сходни бросали на ту гору.
Пошел Василий со дружиною,
И будет он в пол-горы,
И на пути лежит пуста голова, человечья кость.
Пнул Василий тое голову с дороги прочь;
Провещится пуста голова:
«Гой еси ты, Василий Буслаевич,
К чему меня, голову, попинываешь
И к чему побрасываешь?
Я, молодец, не хуже тебя был,
Да умею валятися на той горе Сорочинския;
Где лежит пуста голова,
Лежать будет и Васильевой голове».
Плюнул Василий, прочь пошел.
Взошел на гору высокую,
На ту гору Сорочинскую,
Где стоит высокой камень,
В вышину три сажени печатные,
И через его только топором подать,
В долину три аршина с четвертью;
И в том-то подпись подписана:
«А и кто-де у каменя станет тешиться,
А и тешиться, забавлятися,
Вдоль скакать по каменю, —
Сломить будет буйну голову».
Василий тому не верует;
Стал со дружиною тешиться и забавлятися,
Поперек каменю поскакивати;
Захотелось Василью вдоль скакать,
Разбежался, скочил вдоль по каменю,
И не доскочил только четверти,
И тут убился под каменем.
Где лежит пуста голова, —
Там Василья схоронили.

Ответы на тест по литературе Лесной царь
1 вариант
1. баллада
2. сражение
3. метафора // олицетворение
4. эпитет
5. анафора // повтор
2 вариант
1. Олег
2. судьба
3. метафора
4. эпитет
5. амфибрахий

    Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин был основоположником русской реалистической литературы. Своей поэзией он раскрывает в людях все лучшее, что в них есть и заставляет их забыть о мелочах и заботах жизни. Но постичь весь смысл его мыслей...

    Из летописей известно, что в начале X века в Киеве правил князь Олег. Он совершил удачный поход на Цареград, заключил с Византией выгодный для русских купцов торговый договор. В ответ на набеги кочевых племен с востока Олег со своим войском совершил...

    Мне нравится читать стихи Пушкина. Но это становится особенно интересно, если из них узнаешь о событиях российской истории, о "делах давно минувших дней, преданьях старины глубокой". Прочитав "Песнь о вещем Олеге", я узнала одну...

    В старых русских летописях упоминается, что в Киеве правил Олег. Он совершил удачные походы на Царь-град, в сторону Каспийского моря, освободив земли от набегов хазар, а для русских купцов заключил с Византией выгодный торговый договор. О князе...

    Александр Сергеевич Пушкин - величайший русский поэт. Его судьба и поэзия слиты воедино, потому что очень многие мысли, чувства, искания и стремления нашли свое отражение в его стихах. Читая произведения этого замечательного поэта, нельзя не заметить...

    О чем рассказывает А. С. Пушкин в балладе. Да, я возвращаюсь в далекое прошлое, и меня сопровождает туда А. С. Пушкин. Далекое десятое столетие. Что интересовало там поэта? Почему образ первого киевского князя привлекает его? Пушкин старается понять,...

1.Вы прочитали стихотворение А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Что вас взволновало, что запомнилось?

Взволновала судьба Олега, было жаль, что он погиб не на поле боя, а от укуса змеи. Запомнилась его встреча с предсказателем и его пророчество о смерти Олега.

2.Какими вы представляете себе князя Олега, кудесника?

Олег - разумный и справедливый владыка, "могущий воитель", славной победой прославивший свое имя. По преданию, князь Олег мужественно сражался с хазарами, овладел столицей Византийской империи - Константинополем (русские называли его Царьград). Уходя оттуда, в знак победы он прибил на воротах города свой щит.

Кудесник - «вдохновенный», старик, волхв, мудр и проницателен, язычник, верует в Перуна и силы земли.

ПЕРЕЧИТЫВАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ

1.Прочитайте стихотворение про себя. Когда и где происходят события? Расскажите о нравах, обычаях того далёкого времени, используя слова и выражения из текста.

Князь Олег, правил на Руси в 10 веке, об этом свидетельствует «Повесть временных лет». Некоторые историки считают Олега родственником Рюрика. Он получил власть после смерти Рюрика в 879 году и правил до достижения совершеннолетия сына Рюрика Игоря. Князь Олег был человеком предприимчивым и воинственным. Он присоединил к государству земли по течению Днепра. Захватил Смоленск, город кривичей, затем взял Любеч, город северян. Новгород при нем стал вторым по значению городом. В 882 году Олег захватил Киев и стал править в нем, провозгласив Киев «матерью городов русских».В 907 году под предводительством Олега был совершен успешный поход на Царьград (Константинополь), в результате которого русские получили богатую дань с византийцев и спустя несколько лет подписали с Византией первый мирный договор.

2.Каким вы представляете князя Олега? Определите эпизоды, которые помогут вам в этом. Обратите внимание на описание внешнего облика князя, манеру держаться, поведение в момент разговора с кудесником, на его размышления над предсказанием, отношением к коню.

Князь Олег - статный правитель, храбрый, умный, смелый, отважный, могучий. У него «светлое чело», «под грозной броней ты не ведаешь ран», уверенно держится в седле, зная, что под ним «верный конь». Он держится с достоинством, со стариком говорит с уважением. Когда услышал роковое предсказание «Олег усмехнулся - однако чело и взор омрачились думой». Он слез со своего коня, ласково с ним попрощался, приказал его досматривать и холить. Он привязан к коню, как к верному другу, "гладит и треплет" его по шее крутой. Для князя Олега его конь - "верный слуга", участник всех боевых походов, с кем вместе прожита славная жизнь. Как же поверить в то, что боевой товарищ может послужить причиной смерти? Олег пытается обмануть судьбу, отказавшись от любимого коня. Мы как будто слышим его прощальные слова:

Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,

Расстаться настало нам время:

Теперь отдыхай! Уж не ступит нога

В твое позлащенное стремя.

3.Каким вы представляете кудесника? Откуда он появляется перед княжеской дружиной? Какие эпитеты употребляет Пушкин, характеризуя его внешний облик, речь, поведение?

Кудесник - «вдохновенный», мудрый старец, язычник, так как верен Перуну, появляется перед дружиной из темного леса. Автор называет его «заветов грядущего вестник», «мудрый старец», «любимец богов», «волхв».

«правдив и свободен их вещий язык»…

4. Какой эпизод в стихотворении самый напряжённый, волнующий? Подробно опишите участников эпизода, их речь, поведение?

Думаю, что самый напряженный момент - это укус князя змеей, в тот момент, когда он наступает на череп коня.

Олег вместе с дружиной вспоминает о своем боевом коне и предсказании. Узнав, что конь давно умер, он вместе с Игорем и старыми гостями отправляются на холм у берега Днепра. Здесь лежат кости коня. Князь наступает на череп и горит «Спи друг одинокий! Твой старый хозяин тебя пережил…» И вдруг шипя из черепа выползала змея и ужалила князя. Он вскрикнул. На холме сидят князь Игорь и Ольга, они поминают Олега, а дружина пирует у берега.

5. Какие детали свидетельствуют о том, что между предсказанием кудесника и смертью князя прошло много времени.

Об этом свидетельствуют следующие строки:

«И кудри их белы, как утренний снег

Над славной главою кургана…»

«на холме крутом, давно уж почил непробудным он (конь) сном»

Так же об этом свидетельствует естественная смерть коня и его кости на холме.

ОБОБЩАЕМ ВПЕЧАТЛЕНИЯ И НАБЛЮДЕНИЯ

1.Почему А.С.Пушкин изображает рядом с князем Олегом вдохновенного кудесника?

Князь – власть, а кудесник выше князя по божьему проведению.

Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и пожалеть, что у них ни одна судьба.

2.Почему стихотворение заканчивается не описанием смерти Олега, а описанием тризны?

Автор отмечает эпитет «на тризне плачевной Олега», т.е. тризна не печальная, а плачевная, что значит жалобный, внушающий сожаление, жалость. Так как Олег сам в некоторой степени виновен в цепи роковых событий, финалом которых была его смерть.

3. Попробуйте доказать, что произведение А.С.Пушкина - эпическое произведение.

«Песнь о вещем Олеге» – легенда, облечённая в форму баллады:

– в основе лежит исторический факт

– тема рока, предопределенности, неизбежности судьбы

– композиционная особенность – включение диалога (обращения, вопросы-ответы)

РАБОТАЕМ С ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ

В тексте помещена иллюстрация В.М.Васенецова «Вещий Олег и волхв». Как изобразил художник князя Олега, кудесника? Таким ли вы представляли героев стихотворения?

Князь Олег изображен мужественным, статным, похожим на богатыря. Кудесник похож на гусляра, это старец в белых одеждах, с блинной бородой и седой. Да, представление похожее.

Сочинение на тему «Песнь в вещем Олеге» 5.00 /5 (100.00%) 1 vote

Александр Сергеевич бережно относился к историческому наследию своей Родины, поэтому не раз в своих произведениях обращался к этим темам. В основе баллады «Песнь в вещем Олеге» лежит запись о походе князя Олега в «Повести временных лет» Нестора. В летописи Нестора повествуется, что «волхвы предсказали князю, что ему суждено умереть от любимого коня своего. Прошло четыре года: в осень пятого Олег вспомнил о предсказании, и, слыша, что конь давно умер, посмеялся над волхвами; захотел видеть его кости; стал ногою на череп и сказал: его ли мне бояться? Но в черепе таилась змея: она ужалила князя, и герой скончался..». Воспроизводя летописный текст, Карамзин описывает те же факты в произведении, но делает собственные выводы.


Легенду о смерти Олега знал с юности. Она поразила воображение поэта своим драматизмом. передает эту легенду, облекая в поэтическую форму, наполняет более эмоциональным звучанием, выделяя мотив привязанности князя к своему коню и добавляя новый образ «вдохновленного кудесника», имеющий особую значимость.
Реально существовавший князь Олег многое сделал для благополучия своего народа: он совершил удачные походы на Царьград, в сторону Каспийского моря, освободив земли от набегов хазар, а для русских купцов заключил с Византией выгодный торговый договор. Поэтому и в памяти народа он оставил неизгладимый след. О правителе сложено много песен, легенд и преданий, в которых воспевались его мудрость, талант великолепного военачальника, умного, бесстрашного и находчивого правителя. Это отражено и в «Песне о вещем Олеге».
С этого момента князя стали считать «вещим». рассказывает об Олеге как о былинном богатыре, которого берегла судьба. Известно, что князь прожил до глубокой старости. Такая легендарная личность не могла просто тихо умереть в своей постели смертью простого человека. Его гибель в бою или смерть должны быть как знамение, как высшая воля, таинственная и неизбежная, способная породить легенды и сказания, навсегда остаться в памяти потомков. Но рока не избежать, судьба предначертана. Чтобы подчеркнуть свою мысль, уже в начале произведения иронично называет Олега «вещим».
Поэт должен быть свободен, он не страшится гнева властей за правдивое повествование, ведь он в ответе перед потомками. Позднее эта мысль получила продолжение в исторической трагедии «Борис Годунов». Летописец Пимен предстает перед читателями как ревностный историк, стремящийся только к достоверному отражению фактов.
Таким образом, в рассказанной А.С. ым легенде о славном князе Олеге, отражены две основные мысли автора: мнение о неизбежности судьбы и о высшем предназначении поэтов как волхвов, чья основная задача состоит в реальном отражении события. Михаил Юрьевич Лермонтов Бородино 1.Как и почему описаны события Бородинского сражения? 2.Какими предстают перед нами герои Бородина в этой балладе?

3.Воспронимли ли участники Бородинского сражения в свою битву с французами как подвиг?Почему? 4.Как мы,читатели этой баллады,воспринимаем эти события? 5.Как вы считаете, почему рассказ О Бородине идет от лица старого солдата? 6.Какой прием заимствованный из народных баллад,используется автором? 7.Как переданы в балладе звуки боя?Как называется этот литературный прием? 8.Почему рассказ о Бородинском сражении Лермонтов избрал жанр баллады?9.Найдите рефрен и подумайте почему им начинается и заканчивается рассказ?

Песнь о вещем Олеге: Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хозарам; Их сёла и нивы за буйный набег Обрёк он мечам и пожарам; С дружиной

своей, в цареградской броне, Князь по полю едет на верном коне. Из тёмного леса, навстречу ему, Идёт вдохновенный кудесник, Покорный Перуну старик одному, Заветов грядущего вестник, В мольбах и гаданьях проведший весь век. И к мудрому старцу подъехал Олег. “Скажи мне, кудесник, любимец богов, Что сбудется в жизни со мною? И скоро ль, на радость соседей-врагов, Могильной засыплюсь землёю? Открой мне всю правду, не бойся меня: В награду любого возьмёшь ты коня”. “Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен. Грядущие годы таятся во мгле; Но вижу твой жребий на светлом челе. Запомни же ныне ты слово моё: Воителю слава - отрада; Победой прославлено имя твоё; Твой щит на вратах Цареграда; И волны и суша покорны тебе; Завидует недруг столь дивной судьбе. И синего моря обманчивый вал В часы роковой непогоды, И пращ, и стрела, и лукавый кинжал Щадят победителя годы... Под грозной бронёй ты не ведаешь ран; Незримый хранитель могущему дан. Твой конь не боится опасных трудов; Он, чуя господскую волю, То смирный стоит под стрелами врагов, То мчится по бранному полю. И холод и сеча ему ничего... Но примешь ты смерть от коня своего”. Олег усмехнулся - однако чело И взор омрачилися думой. В молчанье, рукой опершись на седло, С коня он слезает угрюмый; И верного друга прощальной рукой И гладит и треплет по шее крутой. “Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, Расстаться настало нам время; Теперь отдыхай! уж не ступит нога В твоё позлащённое стремя. Прощай, утешайся - да помни меня. Вы, отроки-други, возьмите коня, Покройте попоной, мохнатым ковром, В мой луг под уздцы отведите; Купайте; кормите отборным зерном; Водой ключевою поите”. И отроки тотчас с конём отошли, А князю другого коня подвели. Пирует с дружиною вещий Олег При звоне весёлом стакана. И кудри их белы, как утренний снег Над славной главою кургана... Они поминают минувшие дни И битвы, где вместе рубились они. “А где мой товарищ? - промолвил Олег.- Скажите, где конь мой ретивый? Здоров ли? Всё так же ль легок его бег? Всё тот же ль он бурный, игривый?” И внемлет ответу: на холме крутом Давно уж почил непробудным он сном. Могучий Олег головою поник И думает: “Что же гаданье? Кудесник, ты лживый, безумный старик! Презреть бы твоё предсказанье! Мой конь и доныне носил бы меня”. И хочет увидеть он кости коня. Вот едет могучий Олег со двора, С ним Игорь и старые гости, И видят - на холме, у брега Днепра, Лежат благородные кости; Их моют дожди, засыпает их пыль, И ветер волнует над ними ковыль. Князь тихо на череп коня наступил И молвил: “Спи, друг одинокий! Твой старый хозяин тебя пережил: На тризне, уже недалёкой, Не ты под секирой ковыль обагришь И жаркою кровью мой прах напоишь! Так вот где таилась погибель моя! Мне смертию кость угрожала!” Из мёртвой главы гробовая змея Шипя между тем выползала; Как чёрная лента, вкруг ног обвилась, И вскрикнул внезапно ужаленный князь. Ковши круговые, запенясь, шипят На тризне плачевной Олега; Князь Игорь и Ольга на холме сидят; Дружина пирует у брега; Бойцы поминают минувшие дни И битвы, где вместе рубились они. 1). Подготовьте развернутый ответ на вопросы: что поведал кудесник о жизни князя?, сравните тексты баллады и летописи. , в чем вы видите разницу и что в них общего? 2). Как раскрываются отношения" могучего владыки" и " мудрого старца" в них диалоге? Что вы можете сказать о каждом из них и кто кажется вам привлекательнее? На чьей стороне автор? помогите пожалуйста