Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Кортик краткое. Повесть о дружбе

Многие поколения людей в детстве читали повесть А. Н. Рыбакова «Кортик» - первую книгу трилогии «Кортик»/«Бронзовая птица»/«Выстрел». Все книги эти адресованы юношеству. Выбранный писателем жанр боевика вполне соответствует этой категории читателей. Сюжет повести - очень динамичный, он захватывает с первых же минут чтения. Темой данной статьи является составленное нами для вышеупомянутой повести краткое содержание.

Рыбакова «Кортик» сразу же после написания в 1948-м на многие годы стал молодежным хитом.

Автору «Кортика» покорились литературные вершины

Каким был предшествующий жизненный путь Анатолия Наумовича? Писателю Рыбакову (Аронову) не отказать ни в мужестве, ни в деловой хватке, ни в человеческой мудрости. В 22 года огульно репрессированный, он в 1933 году был арестован, якобы за контрреволюционную пропаганду, а уже в 1941 г., благодаря энергии и целеустремленности, занимал должность начальника Рязанского областного автотранспортного управления. Войну прошел от Москвы до Берлина, став майором, начальником автослужбы стрелкового корпуса. Банальная фраза «Талантливый человек талантлив во всем» - это про Рыбакова.

Демобилизовавшись в 1946 году, Анатолий Наумович сразу же решил создать повесть. Данная статья - попытка презентовать читателю ее краткое содержание. Рыбакова «Кортик» (это и есть первое произведение писателя) продемонстрировал широкой публике, что в советскую литературу вошел новый мощный талант. Уже тогда ощущалось, что этому таланту по плечу вершины человеческого духа.

Сегодня литературный талант непреклонного писателя Анатолия Рыбакова не оспаривается никем. Навсегда вошли в сокровищницу мировой литературы его знаменитая тетралогия «Дети Арбата» и знаковый роман о еврейских истоках «Тяжелый песок».

Мужество таланта

Вспомним еще один факт из его биографии. Настоящий талант не должен трепетать пред сильными мира сего. В этом Анатолий Наумович был убежден. Во время работы над «Детьми Арбата» (изданными впоследствии в 52 странах) ему пытался вставить палки в колеса не кто иной, как верноподданный автор гимнов Сергей Михалков: «Ты там рассуждаешь за Сталина?»

Ответ от Анатолия Рыбакова был незамедлительным и исчерпывающим: «Ведь Толстой рассуждает за Наполеона!» Этот человек, бывший репрессированный, в свое время выстоял, когда его пытались уничтожить; не прятался он от фронта; не склонял своей головы и позже - до конца своих дней.

А после войны фронтовик решился написать повесть о довоенном детстве, очевидно, предварительно написав в черновике его краткое содержание. Рыбакова "Кортик" имеет абсолютно непривычный для советской литературы сюжет и ритм боевика, что, собственно говоря, послужило его популярности у читателей и в дальнейшем способствовало созданию фильмографии повести. Ведь Анатолий Наумович был человеком творческим и энергичным.

Завязка сюжета

Первая часть книги вводит нас в атмосферу 20-х годов прошлого века. Корректно напомнить читателю: действие повести происходит именно во время гражданской войны, что налагает отпечаток на краткое содержание. Рыбакова «Кортик» сразу же, с первой сцены, знакомит нас с главным героем, мальчишкой Мишей Поляковым. Этот москвич (москвичом является и автор повести) временно пребывает у своих дедушки и бабушки в провинциальном городке Ревск. Отец Миши погиб на царской каторге, маме, работавшей с утра до позднего вечера на текстильной фабрике, приходилось тяжело. Ее родители брали мальчишку к себе подкормить да присмотреть.

Миша Поляков был активным, живым ребенком. Мальчик встал пораньше и в то утро, с которого начинается повесть «Кортик». Краткое содержание (А. Рыбакова нельзя упрекнуть в нудности) ознакомит нас с замыслом паренька: незамеченным отрезать лоскут с камеры, чтобы, наконец, смастерить для себя вожделенную рогатку.

При этом волей случая он видит то, что для его глаз не предназначалось. И это служит завязкой сюжета повести. Приятно, согласитесь, ощущать такой динамизм изложения со стороны автора. По крайней мере, это многообещающе. Что же видит Миша? Сосед его бабушки и дедушки, отставной матрос Сергей Иванович Полевой, что-то пытается спрятать в пустующую собачью будку. Это «что-то» оказывается трехгранным офицерским кортиком с бронзовой змейкой вокруг костяной рукоятки.

Матрос Полевой

На самом деле и в Ревске времена-то были не самые спокойные: в округе орудовали бандиты, по направлению к городу пытались прорваться белогвардейцы. Новые черты приобретает интрига повести «Кортик». Краткое содержание (А. Рыбакова отличает мастерство нагнетания сюжета) с детективной обстоятельностью проинформирует нас, что предводитель бандитов Валерий Сигизмундович Никитский владеет ножнами кортика и сильно желает заполучить себе сам клинок.

Очевидно, что с оружием связана какая-то тайна. В прошлом Никитский был офицером флота на одном корабле с матросом Сергеем Полевым - линкоре «Императрица Мария». Он убил прежнего владельца кортика, офицера того же корабля. Матрос Полевой попытался задержать негодяя, и они сцепились в драке. Однако этот поединок происходил в обстановке боя, и внезапный взрыв расшвырял их в разные стороны, оставив одному ножны, другому кортик.

Таинственный кортик

Наступая вместе с белогвардейцами на Ревск, Никитский со своими бандитами пытается овладеть кортиком, но это ему не удается. Миша уезжает в Москву с мамой. Матрос Полевой дарит ему кортик. Мальчик прячет его в шкафу. Перед дарением Сергей Иванович рассказал ему то, что знал о кортике.

Его ручка разборная, внутри спрятана пластинка с выгравированным шифром. Ключ же к этому шифру, очевидно, находится на ножнах. Владение и клинком, и ножнами одновременно - необходимое условие, чтобы его узнать. Он явно открывает какую-то тайну, как в загадочных историях заповедную закрытую дверь открывает пароль-отзыв.

Краткое содержание («Кортик» Рыбакова с этого момента читать становится еще интереснее) теперь уведет нас в Москву, во дворик на Арбате. Там находится квартира, где проживают Миша с мамой. Клинок кортика, спрятанный Мишей, нашел приют в укромном месте, в глубине шкафа. Впрочем, матрос Сергей Иванович Полевой намекнул мальчику о том, что у бандита Никитского был денщик, также служивший на том же линкоре, по фамилии Филин. Это была реальная нить для дальнейшего поиска. Мальчик вспомнил, что в его доме как раз и проживает мужчина с такой же фамилией. Он расспросил свою тетку Агриппину Тихоновну и узнал, что Филин действительно приехал в Москву из Ревска.

Также паренек с помощью хитрости узнал и о службе Филина на флоте. Его сына Борьку по прозвищу Жила (тот с детства был барыгой, приторговывая на рынке папиросами и конфетами) удалось заинтересовать самодеятельной постановкой спектакля про «матросскую жизнь». Тот для реквизита притащил ленточку с надписью «Императрица Мария». Таким образом, догадки Миши нашли обоснование.

Повесть о дружбе

А еще писателю безусловно удалось изобразить сюжетные линии главного героя и его сверстников: Генку Петрова (сына машиниста) и Славу Эльдарова (сына главного инженера фабрики). Это были три товарища - не разлей вода.

Все же замечательную повесть создал писатель Рыбаков А. Н. - «Кортик». «Как я понимаю, что такое настоящая дружба» - сочинения на такую тему когда-то были популярны в школах. К чему это мы? Да к тому, что такое сочинение можно вполне написать, взяв за основу дружбу Мишки, Генки и Славки. Ведь самая крепкая дружба начинается именно с детства и проносится через всю жизнь. Такая дружба связывала и писателя с его ровесниками из арбатского дворика. Не случайно А. Рыбаков в образе Славика Эльдарова внес черты автобиографичности. Ведь отец Анатолия Наумовича, как и у Славика, был главным инженером на производстве.

Год: 1948 Жанр: повесть

Главные герои: Миша Поляков, его друзья Гена и Слава

Действие происходит в 1921 году. В город Раевск на каникулы приезжает мальчик Миша Поляков. По своей природной любознательности мальчик тайно наблюдает за местным отставным матросом Сергеем Полевым. Под собачьей будкой во дворе Полевого мальчик нашел завернутый в ткань морской кортик. На клинке кортика была гравировка с каким-то шифром, а на рукоятке – изображение змеи. Миша никому об этом не сказал, и положил кортик на место.

Полевой рассказал, что бывшего владельца кортика Владимира, офицера с затонувшего линкора «Императрица Мария», убил другой офицер оп фамилии Никитский как раз перед взрывом, произошедшем на корабле.

Через несколько дней местная банда под командованием бывшего морского офицера Никитского ворвалась в город. Никитский долго пытал Полевого и требовал кортик. В конце схватки Миша пострадал, обнаружив себя и бросившись под ноги офицеру. Оказалось, что если соединить шифр на кортике и ключи к шифру в ножнах, то можно найти клад. А у Никитского есть ножны. А у Полевого – кортик. Поэтому он так настойчиво пытался соединить обе вещи.

Миша пришел в себя уже по пути домой в Москву. С ним же увязался и Генка. По пути с ними происходило много приключений. Никитский постоянно продолжал охотиться за кортиком, тайну которого теперь Миша знал.

В Москве Миша вступил в кружок пионеров, где вскоре стал администратором театральных выступлений всех членов кружка. Но все равно он с Генкой продолжали вести подпольную деятельность по разгадке тайны шифров на кортике. Они знали, что Борька Филин из их местного окружения – сообщник Никитского и помогает бывшему офицеру искать кортик.

На уроке в школе учительница уличила Мишу за чтением книги о холодном оружии. После допроса у директора школы по этому поводу взрослые выходят на след Никитского. Оказалось, что он втерся в доверие к матери бывшего владельца кортика и через нее пытается найти его.

И только в результате долгой слежки за Никитским и его сообщниками мальчикам удается завладеть ножнами. В доме настоящего хозяина кортика Владимира находятся часы, которые открылись с помощью рукоятки кортика. Там хранились все данные о затонувшем во времена Крымской войны корабле «Черный принц», имевшем на борту несметные сокровища, а также и о других судах с аналогичными грузами.

Никитский оказался руководителем подпольной антисоветской группировки, его разоблачили, а Мишу и его товарищей приняли в комсомол.

Картинка или рисунок Кортик

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Вергилий Энеида

    Во времена героев боги спускались с небес к земным женщинам, чтобы родить от них настоящих мужчин. Иное дело – богини, они редко рождали от смертных. Однако Эней, герой романа, был рожден от богини Афродиты и наделен истинной силой.

  • Краткое содержание Шекспир Ричард II

    На первых страницах произведения мы видим, как герцог Херфордский предъявляет обвинение Томасу Мобрэю во всевозможных преступных действиях, в том числе в убийстве герцога Глостера. Ричард II был приглашен для того

  • Краткое содержание Пушкин История Пугачева

    В произведении А.С.Пушкина «История Пугачева» восемь глав. Река Урал до Екатерины II называлась Яик. Река эта омывала Оренбург и впадала в Каспийское море. Справа от реки простирались степи, слева - пустыни. Река была полна рыбы.

  • Краткое содержание Драгунский Бы

    В этой истории рассказывается о маленьком авторе, который мечтал о том, что бы всё происходило наоборот. Например, чтобы дети были главными в семье, а мама и папа их слушали.

  • Краткое содержание Бианки Приключения муравьишки

    Сидел муравьишка на дереве в большом при большом листе, сидел и думал и вдруг заметил, как быстро стало садиться солнце и быстро начало темнеть. Вдруг дунул сильный ветер и снес бедного муравьишку с дерева вниз на землю

Повесть «Кортик» Рыбакова, написанная в 1948 году, стала первой книгой трилогии писателя («Бронзовая птица», «Выстрел»). Действие рассказа происходит во время Гражданской войны в вымышленном городе Ревске.

Главные герои

Миша Поляков – мальчик-подросток, в руки которого попал загадочный кортик.

Никитский Валерий Сигизмундович – в прошлом белый офицер, предводитель банды.

Сергей Полевой – матрос с линкора «Императрица Мария», передавший Мише кортик.

Другие персонажи

Генка Петров – лучший друг Миши, переехавший с ним из Ревска в Москву.

Слава Эльдаров – пианист, друг Миши.

Филин – денщик Никитского.

Борька Филин по прозвищу Жила – жестокий, расчетливый мальчик, сын Филина.

Товарищ Свиридов – следователь НКВД.

Мария Гавриловна Терентьева – мать погибшего офицера Владимира Терентьева, владельца кортика.

Часть первая. Ревск

Главы 1-4

В то утро Миша Поляков встал пораньше – ему не давала покоя « мысль о рогатке ». Он незаметно « пробрался в чулан », и вырезал полоску резины из старой велосипедной камеры дяди Семена.

Неожиданно мальчик увидел своего соседа, бывшего матроса Сергея Ивановича Полевого. Мужчина вышел на улицу и что-то спрятал в собачьей будке. Дождавшись, пока сосед ушел, мальчик достал из тайника « стальной клинок кинжала » – морской офицерский кортик без ножен. Миша положил его на место, « но мысль о кортике » не покидала его. Он не понимал, почему Полевой его спрятал.

В то же утро дяде Семену неожиданно понадобился его старый велосипед. Миша понял, что пора скрыться из глаз, и убежал на улицу. Он успел поконфликтовать со старыми врагами – ребятами из Огородной улицы, повтыкать в землю ножик со своим лучшим другом Генкой, побродить « по многолюдному и горластому украинскому базару ». Здесь его поймала бабушка, которая и отвела домой обедать.

К удивлению Миши, дома его никто не ругал. Взрослые обсуждали Валерия Никитского – главаря местной банды, который в прошлом был белым офицером.

На следующий день Мишу ждало наказание – запрет выходить на улицу. Он ужасно скучал, но, вспомнив о кортике, оживился. Улучшив момент, он достал его из тайника и внимательно рассмотрел. На каждой из трех граней кортика было выгравировано по одному изображению – волк, скорпион и лилия. Положить кортик на место Мише помешали прохожие, и он был вынужден спрятать его в своем диване.

При виде Генки Миша, не выдержав домашнего ареста, сбежал на улицу через окно.

Главы 5-9

Друзья взобрались на дерево, находился их шалаш, построенный из « досок, веток и листьев ». С этого места Ревск был виден, как на ладони. Мальчики заметили, как « в город ворвались белые », и поспешили вернуться домой.

Миша стал свидетелем того, как шла « отчаянная борьба между Полевым и бандитами ». Когда матроса все-таки скрутили, Никитский потребовал у него кортик, но тот упорно молчал. Во время обыска Мише удалось незаметно достать кортик и передать его Полевому. Матрос вырвался и убежал, а на мальчика обрушился « страшный удар рукояткой нагана ».

Очнувшись, Миша увидел рядом маму, приехавшую за ним из Москвы. Узнав об этом, он подбил Генку также отправиться в Москву « в ящике под вагоном » – в столице, в одном доме с Поляковыми, жила родная тетка Гены, Агриппина Тихоновна.

Полевой навестил Мишу, и рассказал ему историю кортика. Матрос, служивший на линкоре «Императрица Мария», стал свидетелем того, как Никитский убил из-за кортика его хозяина – офицера Владимира. Полевой попытался помешать этому, но на судне прогремел взрыв. У матроса остался в руках кортик, а у Никитского – ножны. После этих событий Никитский стал разыскивать матроса, чтобы отобрать кортик. Полевой не знал, почему он так важен для Никитского, но не собирался его возвращать – « что врагу на пользу, то нам во вред ».

Главы 10-14

Эшелон уже вторую неделю стоял на станции Низовка. « Продовольствия не хватало », Мишка с Генкой отправились в лес за грибами. Они не успели вернуться до темноты, и были вынуждены попроситься на ночлег к обходчику. Посреди ночи ворвался Никитский со своей бандой и потребовал остановить проходящий эшелон. Обходчик отказался, и бандиты принялись разбирать пути.

Мальчики кинулись к своему эшелону и предупредили Полевого. После боя матрос подарил Мише кортик, раскрыв его главную тайну. Внутри рукоятки находилась тончайшая металлическая пластина с шифром, а « ключ от этого шифра в ножнах, а ножны у Никитского ». Также матрос предупредил мальчика, чтобы тот остерегался жителя Ревска по фамилии Филин. Миша вспомнил, что в их московском доме « во дворе тоже Филин живет ».

Часть вторая. Двор на Арбате

Главы 15-19

Прошел год. Все это время Миша хранил кортик в шкафу и никому не рассказывал о нем. Мальчик терзался вопросом – « Кто все-таки этот Филин, завскладом, Борькин отец?» . О его прошлом знала только Агриппина Тихоновна, но никому ничего не рассказывала. Лишь однажды она обмолвилась, что Филин – « дрянной человек ».

Лучшим другом Миши по-прежнему был Генка. Также они сдружились и с Эльдаровым Сашей – пианистом, бледным и болезненным мальчиком. А вот с Борькой Филином по прозвищу Жила отношения сразу не заладились – он оказался откровенно подлым и жадным.

Шура Огуреев или Шурка Большой – « самый высокий во дворе мальчик », член драмкружка клуба. С его помощью ребята решили организовать детский театральный кружок.

Главы 20-28

От дворника Миша узнал, что « Филин велел забить ход в подвал », и сразу заподозрил неладное. В полуподвальном помещении, где располагался клуб, Миша отыскал вход в подвал, и вместе с Генкой и Славой принялся исследовать его.

В подвале друзья нашли большие деревянные ящики. Вскоре туда спустился Филин в компании высокого мужчины, чей голос показался Мише знакомым. Он не разглядел его лица, но решил, что это был Никитский.

Однажды, во время ссоры с Борькой, Гена заявил, что им все известно « и про подвал, и про ящики ». Миша решил открыть друзьям тайну кортика. Генка не сомневался, что шифр указывает расположение клада. Ребята решили выследить высокого незнакомца.

Часть третья. Новые знакомства

Главы 29-33

Однажды Генка, наблюдавший за складом Филина, заметил высокого незнакомца. Он позвал Мишку, и ребята увидели, как незнакомец зашел в филателистическую лавку, а « ушел через черный ход ». Миша заметил, как старик-филателист быстро спрятал продолговатый черный предмет с кольцом и шариком. По всей видимости, это были ножны от кортика.

Главы 34-41

Мише нужно было убедиться, что Филин родом из Ревска. Ему удалось подтвердить эту информацию при помощи Агриппины Тихоновны. Теперь ребятам нужно было выяснить, был ли Филин в прошлом матросом, и если да, то служил ли он на линкоре.

К тому времени подготовка к предстоящему спектаклю детского театрального кружка была окончена. Представление прошло с большим успехом, а после его окончания был организован пионерский отряд.

Часть четвертая. Отряд №17

Главы 42-46

Друзья решили прибегнуть к обману, чтобы выяснить, служил ли Филин на флоте. Миша сообщил Борьке, что они собираются ставить пьесу « из матросской жизни », и попросил достать что-нибудь из матросской формы. В обмен на ножик Борька принес отцовскую выцветшую ленточку с надписью «Императрица Мария».

Главы 47-53

Когда все сомнения по поводу причастности Филина развеялись, ребята принялись строить планы, « как же им добыть ножны ». В филателистическую лавку они уже не могли зайти – старик-продавец знал их всех в лицо. Лишь к концу лета они определились, что им делать дальше.

Укрепив на старой тележке щиты с рекламой кинотеатра, ребята каждый день устанавливали ее напротив лавки и под прикрытием наблюдали за ней. Так они поняли, что преступники передавали ножны от кортика через Борьку. Улучшив момент, они осторожно вытащили ножны из Борькиного свертка.

Дома приятели внимательно рассмотрели добычу, и заметили, как « ножны развернулись веером ». На внутренней их стороне был виден точно такой же шифр, как и на кортике.

Часть пятая. Седьмая группа «Б»

Главы 54-57

Начались занятия в школе. Во время урока математики Миша привлек к себе внимание учительницы, которая обнаружила у него на парте книгу о старинном ручном оружии. Она тут же доложила об этом директору школы – Алексею Ивановичу.

Директор проявил интерес к увлечению Миши. Кроме того, он знал, что мальчик и его друзья интересовались шифрами. Мише не оставалось ничего другого, как рассказать директору историю кортика.

Увидев шифр, Алексей Иванович сразу определил, что это литорея – « тайнопись, употреблявшаяся в древнерусской литературе ». Совместными усилиями директор и Миша разгадали шифр. Получилась фраза « Сим гадом завести часы понеже проследует стрелка полудень башне самой повернутой быть ».

Внимательно рассмотрев кортик, Алексей Иванович понял, что бронзовая змейка на рукоятке « и есть искомый гад ». Ею нужно было завести часы, которые, по всей видимости, принадлежали владельцу кортика – офицеру Владимиру. Для разгадки тайны нужно было отыскать его родных.

Главы 58-63

При помощи специальной литературы ребятам удалось выяснить, что кортик принадлежал « полковому оружейному мастеру, жившему во время царствования Анны Иоанновны, то есть в середине восемнадцатого столетия ». Они сообщили это директору и его гостю – товарищу Свиридову, человеку в форме, который подтвердил их предположения.

В свою очередь, Иван Алексеевич выяснил фамилии всех Владимиров, погибших при взрыве на линкоре. Все данные указывали на В.В. Терентьева – « выдающегося инженера Российского флота ». Выяснилось также, что он был потомком известного оружейника, и кортик мог достаться ему в наследство.

Миша узнал, что дедушка его одноклассницы, Лели Подволоцкой, был профессором и адмиралом. Среди его учеников был и Владимир Терентьев. Ребята отправились к супруге профессора Подволоцкого, и старушка вспомнила талантливого студента Терентьева. Она нашла старые письма, а также добавила, что родным братом жены Терентьева был Валерий Никитский.

Часть шестая. Домик в Пушкине

Главы 64-71

Из писем друзья узнали, что мать Владимира Терентьева, Мария Гавриловна, жила в Пушкино. Возле ее дома Миша заметил высокого незнакомца. В этот раз ему удалось рассмотреть его лицо – « это был Никитский ».

О своем наблюдении « Миша рассказал товарищу Свиридову », который велел больше не показываться в Пушкино.

Друзья приступили к приготовлениям к вступлению в комсомол. После собеседования, они отправились к Свиридову, который вызвал их к себе на Петровку. Он рассказал, что Никитский задержан, но он упорно не признается. Следователь попросил Мишу принять участие в очной ставке.

Главы 72-74

При свидетелях Миша рассказал о бандитском налете в Ревске, и показал кортик. Терентьева подтвердила, что это кортик ее сына. Она рассказала, что Никитский обманом втерся ей в доверие.

Мария Гавриловна рассказала, что все мужчины в ее роду интересовались водолазным делом, участвовали в экспедициях по подъему затонувших судов. Из поколения в поколение в семье предавался шифр, « указывающий местонахождение тайника », построенного оружейником Терентьевым.

Тайником оказались большие башенные часы, которые открывались при помощи змейки с рукоятки кортика. В тайнике хранились бумаги с координатами затонувших кораблей с сокровищами.

Об этой семейной тайне проведал Никитский, и решил присвоить ценные бумаги.

Найденный список был передан в организацию «Судоподъем», в которой работал старый знакомый Миши – матрос Полевой.

Заключение

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 278.

Книга переведена на множество языков, дважды экранизирована - в и г.

Сюжет

Действие повести начинается в вымышленном городе Ревске (прототипом Ревска, по признанию автора книги, явился город Сновск) в период Гражданской войны в России (1921 год). Главный герой - подросток Миша Поляков, приехавший из Москвы на лето, в силу стечения обстоятельств становится обладателем офицерского кортика XVIII века без ножен . Прежний хозяин кортика, офицер-моряк, был убит в 1916 году за несколько минут до взрыва линкора «Императрица Мария ». С кортиком связана какая-то тайна - в его рукоятке спрятано зашифрованное письмо. Ключ к шифру кортика находится в ножнах, а ножны - у белогвардейца-бандита Никитского, служившего на линкоре вместе с погибшим хозяином кортика. Никитский ведёт охоту за кортиком.

Через некоторое время Миша уезжает в Москву, где со своими лучшими друзьями Генкой и Славой пытаются разгадать тайну зашифрованного письма. В Москве появляется и Никитский. Мальчики устраивают за ним слежку, им удаётся хитростью завладеть ножнами к кортику. Следы Никитского приводят к подпольной контрреволюционной организации, а шифрованное письмо - к тайнику с материалами по затонувшему во время Крымской войны легендарному «Чёрному принцу » (а также о других судах, затонувших в разных морях планеты с ценными грузами). Одновременно разоблачён и арестован главарь белогвардейской банды Никитский. В финале повести ребят принимают в комсомольцы.

Экранизации

  • Кортик (1954) - фильм режиссёров Владимира Венгерова и Михаила Швейцера .
  • Кортик (1973) - фильм режиссёра Николая Калинина .

Вышедшая в 1948 году повесть «Кортик» была одним из самых популярных тек-стов детской литературы 1950-х годов. Ее дважды экранизировали и пере-вели на многие языки. Повесть стала первой частью «арбатской» трило-гии о Мише Полякове и была продолжена книгами «Бронзовая птица» и «Вы-стрел». В 1960-80-х годах Анатолий Рыбаков на-пи-сал и опублико-вал несколько очень нашумевших прозаических произве-де-ний: детскую три-логию о Кроше, взро-слые романы «Тяжелый песок» и «Дети Арбата», — одна-ко его ранняя повесть «Кор-тик» по-прежнему входит в круг детского чте-ния и регулярно переиздается.

«Кортик» писался в 1946-1948 годах — в период, когда идеологический климат в СССР стремительно менялся. Поэтому в тексте оказались запе-чатлены и горе-стные военные переживания, и послевоенные надежды на обнов-ление, и по-пыт-ки соответствовать новой государственной идеологии.

Сюжет

Обложка повести Анатолия Рыбакова «Кортик». Москва, 1959 год «Детгиз»; Российская государственная детская библиотека

Весь сюжет — это история поиска и расшифровки загадки морского кортика: эту реликвию главный (автобиографический) герой Миша Поляков получает из рук своего знакомца — крас-ного командира Полевого. На вложенный в кор-тик стержень нанесен шифр, а ключ от шифра находится в ножнах: их на про----тя-жении всего действия повести разыскивают ребята. Разгадав слож-ный шифр кортика, его обладатель получит указания о местонахождении тай-ника. Значе-ние этой загадки усложняется тем, что при попытке украсть кортик был убит его последний владелец, морской офицер Владимир Те-ренть-ев, а ко-рабль «Импе-ратрица Мария», на ко-то-ром он служил, именно в этот момент загадоч-ным образом взорвался и уто-нул.

Мастером, изготовившим кортик, был Поликарп Иванович Терентьев — со-гласно придуманной Рыбако-вым легенде, «выдающийся оружейный мастер времен Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны», «создатель первой кон-струкции водолазного прибора» и предок последнего владельца кортика, Владимира Терентьева. Главный отрицательный герой повести, убийца Терентьева и временный обладатель ножен бывший морской офицер Ни-китский, считает, что в тай-нике находятся сокровища — и жестоко заблуждается.

Город Ревск и еврейское детство Рыбакова


«Беларусьфильм»

Действие первой части повести происходит в вымышленном городе Ревске, прототипом которого, по собственному признанию писателя, был город Сновск (позже Щорс), находившийся в Черниговской губернии, на границе России, Украины и Белоруссии. Оттуда происходила семья матери Анатолия Рыбакова, Дины Абрамовны. В голодном 1921 году мать привозила Анатолия из Москвы к бабушке и деду на каникулы — этот биографический эпизод с заметными трансформациями и воспроизведен в повести. Сновская родня Рыбакова до ре-волюции была вполне зажиточной, дедушка содержал лавку скобяного и мо-скательного товара. После революции лавку вместе с большим домом рекви-зировали, но в период нэпа дедушка возобновил бизнес.

Позднее, уже в 1970-е, Рыбаков запечатлеет Сновск в одном из первых совет-ских романов, посвященных трагедии холокоста, — знаменитом «Тяжелом песке». Рассказ там ведется от лица героя, мало похожего на протагониста «Кортика» Мишу Полякова, но описания города и дедовской семьи во многом схожи. Рас-сматривая более ранний текст сквозь призму более позднего, мы мо-жем уви-деть зарождение важной для позднейшего творчества Рыбакова темы еврей-ского местечка и его судьбы в XX веке.


Кадр из телевизионного фильма «Кортик», режиссер Николай Калинин. 1973 год «Беларусьфильм»

Конечно, в «Кортике» нет ни слова ни о еврействе семьи, ни о глубокой религи-озности деда: по позднейшим воспоминаниям Рыбакова, тот был старостой в си-нагоге и внук сопровождал его каждую субботу на молитву, неся «за ним его молитвенник и сумку с талесом». Но кое-какие намеки в тексте повести все-таки рассыпаны: одним из главных атрибутов дедушки является «потертый сюртук», в котором угадывается скорее лапсердак Лапсердак — верхняя длиннополая одежда у польских и галицких евреев. . В автобиографическом «Романе-воспоминании» Рыбаков напишет, что это был «засаленный сюртук, пропахший железом и олифой». Но, пожалуй, самая примечательная сцена — отъезд главного героя, Миши, из Ревска и прощание с бабушкой и дедом:

«Ко-гда телега свернула с Алексеевской улицы на Привокзальную, Миша оглянулся и в последний раз увидел маленький деревянный домик с зеле-ными ставнями и тремя вербами за оградой палисадника. Из-под его разбитой штукатурки тор--чали куски дранки и клочья пакли, а в се-ре-дине, меж двух окон, висела круг-лая ржавая жестянка с надписью: „Страховое общество ‚Феникс‘. 1872 год“».

На самом деле Анатолий Аронов (такую фамилию он носил тогда) еще как ми-ни-мум один раз, в 1926 году, побывает в Сновске на каникулах, а его дед и баб-ка так и вовсе переберутся в Москву в 1929 году, после повторной рекви-зиции их магазинчика. Однако, если помнить о том, какая судьба постигла во вре-мя войны евреев, оказавшихся на оккупированных территориях, можно увидеть эту сцену иначе. Перед нами прощание с ми-ром, которому никогда уже не суж-дено возродиться. Табличка страхового общества вроде бы говорит о том, что этот навсегда исчезнувший мир — старый, дореволюционный, а зна-ние об истреб--лении евреев во время Второй мировой войны — о том, что это мир еврейских местечек.

«Деревянные домики с зелеными ставнями» из «Кор-ти-ка» станут в «Тяжелом песке» «деревянными домиками с голубыми став-нями», но в целом украинско-еврейский город, в ко-то-ром располагалась боль-шая железнодорож-ная станция, будет всё так же уз-наваем. Некоторые фраг-мен-ты «Тяжелого песка», посвя-щен-ные бабушке и де-ду, почти без изменений перекочуют потом в автобио-гра-фи-че-ский «Роман-воспоминание». Воссоздание памяти о погибшем мире еврей-ских местечек берет истоки именно в «Кортике», который Рыбаков начал пи-сать сразу же после войны.

Повесть была начата в 1946 году, когда увековечение памяти погибших евреев казалось не только выполнимой, но и насущной задачей. К печати тогда гото-вилась, например, собранная по инициативе Ильи Эренбурга и Василия Грос-смана «Черная книга»; в 1948 году, когда «Кортик» вышел в свет, издание по ини--циативе ЦК уже год как было приостановлено, а его набор рассыпан. Начиналась совсем новая эпоха борьбы с «безродным коспомолитизмом», и еврей--ская тема в литературе надолго оказалась под запретом.

Оружейник Терентьев и борьба за отечественные приоритеты в науке и технике


Кадр из телевизионного фильма «Кортик», режиссер Николай Калинин. 1973 год «Беларусьфильм»

Конечно, Поликарп Терентьев не ладил с царским режимом: «При Елизавете Петровне… [он] попал в опалу и удалился в свое по-местье». Там он все силы посвятил самому сильному своему увлече-нию — водолазному делу: «Но все его проекты водолазного прибора и подъема какого-то затонувшего корабля были для того времени фантастическими».

В тайнике, оставленном Терентьевым для потомков, которым предстояло жить в технически более совершенном буду-щем, находились карты с указанием гео-графических координат затонув-ших кораблей, которые некогда перевозили день-ги и драгоценности, — неоце-нимая помощь стране, обнищавшей за время Первой мировой и Гражданской.

Фигура Терентьева — порождение идеологической кампании, в советской печа-ти известной как «борьба за отечественные приоритеты в науке и технике». Пу-бликации в прессе, художественные книги, кинофильмы, наконец, школь-ные программы по точным и естественным наукам начиная с 1948-1949 годов после-довательно доказы-вали, что все сколько-нибудь значительные научные и технические изобрете-ния были совершены русскими учеными и инженера-ми. Воздушный шар, вело-сипед, паровая машина, лампа накаливания, радио, телевидение и самолет — все эти изобретения приписывались русским авто-рам. Рыбаковская легенда о кортике и его мастере продолжила этот ряд первым изобретателем «водолаз-ного прибора» Что понимал Рыбаков под «водолазным при-бором», не очень понятно. Может быть, это водолазный колокол — устройство, кото-рое еще с XVII века использовалось в Европе для подъема затонувших пред-метов. Может быть, имелась в виду подвод-ная лодка, изго-товленная русским крестья-нином Ефимом Никоновым в царствование Петра I. Плавать лодка, конечно, не могла, но в рамках кампа-нии «борьба за отечественные приоритеты» о Никонове писа-ли. .

Упоминаемый в повести английский корабль «Черный принц» затонул около Балаклавы в ноябре 1854 года. Его безуспешно пытались поднять со дна мор-ско-го в 1920-е годы, и эта тема вызывала постоянный шум в прессе. Не исклю-чено, что, будучи школьником, Рыбаков следил за развитием этой истории. В 1936 году Михаил Зощенко написал книгу-расследование «Черный принц», в которой доказывал, что золота на самом деле на корабле не было, и пытался реконструировать обстоятельства катастрофы. Скорее всего, Рыбаков эту книгу читал.


Крушение «Черного принца» в 1854 году. Картина Ивана Айвазовского the-submarine.ru

Впрочем, история рода Терентьевых и его трагически погибшего потомка Вла-димира имеет еще один очевидный образец — вышедший в 1944 году роман Ве-ниамина Каверина « ». Герой Каверина бьется над объяснением загадочной гибели экспедиции, случившейся еще в имперский период, накану-не революции. Виновник трагедии жив, хорошо герою знаком и пытается скрыть обстоятельства своего давнего преступления. Однако если у экспедиции капитана Татаринова, описанной Кавериным, были реальные исторические про-то-типы (на Северный полюс в начале 1910-х годов ходили три поляр-ные экспе-диции), то у жившего в середине XVIII века инженера-оружейника Те-ренть-ева никаких исторических прототипов не было: он был оригинальным тво-рением Рыбакова, очень удачно подошедшим под требование кампании «борьба за отечественные приоритеты».

Пионерский отряд и молодежная политика 1940-х годов


Кадр из телевизионного фильма «Кортик», режиссер Николай Калинин. 1973 год «Беларусьфильм»

Действие повести Рыбакова развивается в начале 1920-х. Миша Поляков живет в одном из арбатских домов, где при домкоме работает клуб, а при нем — драм-кружок. Но мальчишки мечтают о большем — создать в своем доме пионер-ский отряд, подражая первым пионерам с Красной Пресни. В кон-це концов это им удается.

На первый взгляд, эта сюжетная линия связана только с ранней, легендарной историей пионерской организации. Однако если присмотреться к деятельности клуба и пионерского отряда, то можно увидеть здесь и черты детской и моло-деж--ной политики второй половины 1940-х годов.

Постановление ЦК ВЛКСМ от 13 марта 1947 года «Об улучшении работы пио-нер-ской организации» упрекало пионерские организации на местах в том, что многие дружины и отряды «копировали методы учебной работы школы» и «ограничивали свою работу скучными докладами и утомительными сборами в сте-нах школы». В качестве альтернативы предлагалось организовывать «ме-ст-ные экскурсии, читать книги, детские газеты и журналы и обсуждать про--читанное», «устраивать спортивные соревнования; в звеньях пионеров млад-ших классов устраивать детские игры», «устраивать коллективные про-смотры спектаклей и кинофильмов и обсуждать их»; «проводить экскурсии в музеи, организовывать походы; организовывать смотры работы звеньев и соревнова-ния между звеньями», «походы-экскурсии в природу, в интересные истори-че-ские места». Все эти виды совместного детского досуга последовате-льно откры-вают для себя Миша Поляков и его друзья.

Постановление ЦК ВЛКСМ конста-тировало стагнацию и формализм в работе пионерской органи-зации, которая в 1940-е казалась многим делом неизбеж-ным и неинтересным. Рыбаков попы-тался обновить, освежить это восприятие и показать, что дело не всегда обсто-яло так и первые пионеры создавали свои организации не по при-казу сверху, а подпитываясь только собственным рево-лю-ционным энтузиазмом и преодо-левая многочисленные трудности. Обраще-ние к револю-ционной романтике рубежа 1910-20-х оказалось очень продук-тив-ным сю-жетным и тематическим ходом. Им активно будут пользоваться литература, театр и кинематограф отте-пели, в том числе и сам Рыбаков в двух следующих частях своей трилогии о Мише Полякове и его арбатских друзьях.