Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Проект на тему история школьного звонка. Когда появилась традиция празднования дня последнего звонка? Конструкции и эксплуатация

На самом деле никто точно не знает, когда именно появилась традиция праздновать последний звонок. Однако на сегодняшний день существует три версии, поэтому мы рассмотрим их все.

Версия первая – маловероятная. По этой версии последний звонок праздновали в школах ещё 100 лет назад. И уже тогда была назначена определённая дата, а именно 25 мая. Почему же эта версия считается маловероятной? Давайте посчитаем – сто лет назад – это какой год? Путём нехитрых подсчётов это оказывается 1912 год. Однако в те далёкие времена не было такого привычного школьного атрибута, как самый обычный звонок, поэтому и праздника последнего звонка просто не было.

Версия вторая – средняя по вероятности. Некоторые считают, что праздновать день последнего звонка стали в школах в начале 20-го века после свержения Николая Второго. Есть версия о том, что первый школьный звонок появился при жизни педагога и писателя Антона Семёновича Макаренко, автора знаменитой «Педагогической поэмы». Однако в самой поэме нет ни одного упоминания о школьном звонке вообще. Так что скорее всего он в те времена и не существовал.

Версия третья – самая вероятная. По этой версии последний звонок стали праздновать в 70-х годах прошлого столетия. Этот праздник был отголоском праздника первого звонка для первоклассников. Существует версия о том, что этот праздник, эту традицию придумали не учителя, а чиновники, которые в те времена работали в сфере образования. Они хотели добавить школьной жизни больше значимости и солидности. А первого звонка и выпускного бала для этого оказалось явно маловато. Вот и была придумана новая школьная традиция, и отмечать её стали 25 мая.

Этот праздник происходит в то время, когда основное обучение уже закончилось, а экзамены ещё не начались. При этом основное обучение в школе ученик уже закончен и для него больше не будет звучать школьный звонок.

Это большой праздник, в котором главными героями являются не только ученики, но и родители и учителя. Сама церемония – это торжественные речи директора школы, учителей, приветствие первоклассников и, конечно, напутственные слова ученикам 9 или 11 классов.

В этот день ученицы надевают школьную форму советского времени, а парки – строгие костюмы. Хотя в последнее время от этой традиции стали всё чаще отказываться, отдавая предпочтение современной форме. Обязательные атрибуты – это ленточки с надписью «Выпускник» и колокольчики, вырезанные из картона.

На самом деле последний звонок – это самый настоящий праздник. В каждой школе его хотят сделать особенным и неповторимым. А многие ждут этого торжества весь год. Ведь на самом деле – знать, что ты выпускник, что ты закончил школу – это приятно и радостно. И в то же самое время печально и немного страшно. Ведь впереди начинается настоящая взрослая жизнь с её проблемами и радостями.

Вот и получается, что последний школьный звонок – это уже не просто традиция. Это настоящий праздник. Праздник, который никогда не сотрётся из памяти. А ленточка и тот колокольчик долго ещё будут храниться в школьном альбоме.

Для того, чтобы ученики и учителя знали когда начался урок, а когда закончился. Звонок звенит после каждого урока.

Звонок был придуман Яном Амосом Коменским , как и вся школьная концепция.

Во многих школах, где учатся глухонемые используются ручные сигналы.

См. также

Напишите отзыв о статье "Школьный звонок"

Отрывок, характеризующий Школьный звонок

Князь Василий не обдумывал своих планов. Он еще менее думал сделать людям зло для того, чтобы приобрести выгоду. Он был только светский человек, успевший в свете и сделавший привычку из этого успеха. У него постоянно, смотря по обстоятельствам, по сближениям с людьми, составлялись различные планы и соображения, в которых он сам не отдавал себе хорошенько отчета, но которые составляли весь интерес его жизни. Не один и не два таких плана и соображения бывало у него в ходу, а десятки, из которых одни только начинали представляться ему, другие достигались, третьи уничтожались. Он не говорил себе, например: «Этот человек теперь в силе, я должен приобрести его доверие и дружбу и через него устроить себе выдачу единовременного пособия», или он не говорил себе: «Вот Пьер богат, я должен заманить его жениться на дочери и занять нужные мне 40 тысяч»; но человек в силе встречался ему, и в ту же минуту инстинкт подсказывал ему, что этот человек может быть полезен, и князь Василий сближался с ним и при первой возможности, без приготовления, по инстинкту, льстил, делался фамильярен, говорил о том, о чем нужно было.

Звонкий колокольчик или, как мы привыкли говорить, звонок - это один из главных и неотъемлемых символов школы. Первым звонком встречают новый учебный год. Более того, первый звонок важное событие для каждого ученика, ведь когда-то каждый был первоклассником и для каждого звучал тот самый первый, самый звонкий школьный звонок.

Есть еще и последний звонок. У большинства учеников он вызывает радостные эмоции от предвкушения летнего отдыха. А вот для выпускников старших классов последний звонок звучит именно в последний раз, из-за этого их радостные чувства смешиваются с легкой грустью от расставания с школой. Поэтому школьный звонок на протяжении многих десятилетий для всех остается самым узнаваемым символом и неотъемлемым атрибутом школы. Однако мало кто знает, с чего берет свое начало история школьного звонка.

А началось все в 4 веке до нашей эры. Первый прототип школьного звонка появился неподалеку от древних Афин, в Академии созданной Платоном. На самом деле первый "школьный звонок" был будильником - водяными часами особой конструкции и назывался он клепсидр.

Про «школьный колокольчик» на Руси есть красивая легенда: «Покорив свободный город Новгород, царь Иван III приказал снять вечевой колокол и доставить в Москву, чтобы звенел в лад с московскими. Но когда везли вечевой колокол через Валдай, на одном из склонов опрокинулись сани, и колокол свалился в овраг. Из его обломков и были отлиты первые колокольчики. Эти колокольчики и начали использовать для предупреждения о каком-то событии».


Когда в русских школах появился колокольчик, сегодня точно никто и не скажет. Известно, что раньше школьников собирали в классы чаще всего с помощью больших и маленьких колоколов. Еще в 50-е годы XX века в некоторых школах висели эти школьные звонки-колокола.

Первый «электрический школьный звонок» изготовил американский физик Джозеф Генри в 1831 году. И в этом нет ничего удивительного, ведь он был школьным учителем, преподавал физику и математику в школе маленького городка Олбани, которую окончил сам.

В Российской Федерации самый привычный нам электрический звонок, трели которого в зависимости от обстоятельств могут быть то мелодичными и приятными - на перемену, то резкими и неожиданными - на урок, появился в школах во второй половине XX века.
Начиная с 1984 года, дата 1 сентября отмечается как один из государственных праздников России и бывшего Советского Союза — День знаний. И он также является праздником Первого звонка для всех, кто приступает к учебе и, конечно же, для преподавателей и родителей. А обязательным атрибутом этого первого осеннего праздника является маленький звонкий колокольчик.


Источники:
http://chebarcul.ru/interactive/news/news_747.html
http://chebarcul.ru/administration/contacts/ - условия использования
Фотографии и изображения взяты на сайте fotki.yandex.ru, в условиях сайта разрешается использование материала и изображений пользователями:

Школьный звонок - устройство, которое используют в школах для подачи сигнала о начале и конце урока (такой сигнал также называется звонком ), а также для подачи сигнала тревоги. Каждая школа, как правило, оснащена несколькими звонками, но в небольших сельских школах может использоваться один-единственный звонок; в некоторых школах звонковое устройство находится в каждом классе. В современных школах используются электрические звонки , автоматически срабатывающие по расписанию. Система автоматизации подачи звонков называется часофикацией .

В середине XIX века был изобретён электрический звонок , и в некоторых школах появились такие устройства. Изначально, как и в случае с колоколом, сигнал подавался вручную (замыканием цепи звонка). В XX веке в школах и на предприятиях стала распространяться часофикация - система автоматической подачи сигналов [ ] .

В конце двадцатого века стали появляться музыкальные звонки, не издающие «механический» звон, а воспроизводящие мелодии. Системы часофикации стали более продвинутыми, в частности, стало возможно организовать в школе единую систему оповещения с подключёнными к ней динамиками в каждом кабинете, через которые, помимо звонков, может подаваться сигнал тревоги, музыка для зарядки, объявления для учителей и т. д. Тем не менее, обычные электрические звонки остаются наиболее распространёнными, а в некоторых небольших школах всё ещё используются колокола. В наименее развитых странах в качестве звонка может использоваться гонг кустарного производства.

Конструкции и эксплуатация

Колокол

Во многих небольших школах, особенно в сельской местности, в качестве школьного звонка используется колокол, размещённый на школьном дворе или в специальном сооружении на крыше школы. Звонки подаются вручную. Существуют электрические приводы, автоматически раскачивающие колокол по расписанию.

Электрический (электромагнитный) звонок

Этот тип звонка является наиболее распространённым, типичная конструкция - с двумя «чашками» (англ. double-gong bell ). Официальное название - звонок громкого боя электрический двухчашечный. Как правило, на каждом этаже школы под потолком размещается одно такое устройство, чтобы его звук был слышен во всех кабинетах. Продолжительность звонка составляет 10-15 сек. Во многих школах, помимо стандартного оповещения о начале/конце урока, с помощью такого устройства подаются дополнительные сигналы: три коротких звонка - сбор учителей на совещание, непрерывный звон - тревога.

Первоначально подача сигнала осуществлялась нажатием кнопки: пока кнопка удерживалась нажатой, раздавался звон. Занимался этим дежурный учитель, вахтёр или секретарь. Во избежание хулиганства кнопка находилась в запираемом помещении под надзором. Недостаток такой системы - необходимость ответственного лица строго следить за временем, а также возможность несанкционированной подачи звонка школьными хулиганами . В настоящее время почти все школы часофицированы, и звонки подаются автоматически. Во многих школах звонки подключены к пожарной сигнализации .

В отсутствие компьютерной системы часофикации она может быть обеспечена механически - с помощью первичных и вторичных часов. Первичные часы - механическое устройство, механизм которого, помимо собственно часовой функции, способен замыкать и размыкать электроцепь по расписанию. Например, в советских часах «Стрела ЭВЧС-24» для этого используется 24-часовой диск с 288 отверстиями и дополнительный недельный диск с 7 отверстиями, позволяющий отключить работу сигналов в соответствующие дни. Штифт, вставленный в отверстие, в назначенное время замыкает цепь, нагревающую металлическую пластину, которая мгновенно расширяется , выгибается, касается контакта и замыкает вторичную цепь (при этом первичная цепь размыкается, пластина за 5-20 секунд остывает и приходит в исходное положение, что приводит к размыканию вторичной цепи). Вторичная цепь, в свою очередь, подаёт ток на звонки .

Музыкальный звонок

Музыкальные звонки способны воспроизводить мелодию, встроенную в их память. Большинство устройств такого типа воспроизводят MIDI-мелодии из стандартного набора, а режим их работы настраивается аналогично электромагнитным звонкам либо через компьютер. Возможна организация удалённого управления таким звонком [ ] [ ] .

Наиболее современная система - подача звонков через динамики , размещённые в каждом классе. Через эти же динамики можно подавать музыку для зарядки перед первым уроком или во время школьных праздников, сигнал тревоги, объявления и т. д., причём необязательно во все сразу, а только в некоторые выбранные кабинеты. В школе организуется «радиорубка», из которой и ведётся управление такой системой, а дежурство в ней осуществляют ученики старших классов; как правило, на столь ответственный пост отправляют отличников. В некоторых школах такая система развивается в полноценное школьное радио со своей ученической редакцией, а вещание этого радио осуществляется на переменах.

Хулиганство с применением звонка

Иногда ученики из хулиганских побуждений (с целью сорвать урок, организовать ложную тревогу или просто подшутить) пытаются спровоцировать звенение звонка в неположенное время. В источниках отмечаются следующие способы:

Критика и отказ от звонков

В апреле 2010 радикальная исламская группировка Харакат аш-Шабаб запретила использование школьных звонков в Сомали , поскольку, по мнению исламистов, они напоминают звук христианских церковных колоколов .

В октябре 2010 в школе Mackie Academy Стонхейвена, Великобритания , школьные звонки были запрещены, поскольку они якобы взбудораживают учеников и делают их беспокойными. Кроме того, отмена звонков повышает личную ответственность и внимание школьников, учит их самостоятельно следить за временем. Впоследствии такое же решение было принято ещё в нескольких школах Великобритании .

В культуре

Школьный звонок считается одним из важнейших атрибутов школы, поэтому он фигурирует во многих связанных с учёбой произведениях искусства, а также встречается на эмблемах школ.

Мероприятия

  • Первый звонок - школьное мероприятие, организуемое 1 сентября для первоклассников, только что пошедших в школу.
  • Последний звонок - школьное мероприятие, обозначающее окончание учёбы в школе.

При организации этих мероприятий используется символический звонок - колокольчик с бантом. Первого сентября в российских школах право первого звонка предоставляется одному из первоклассников и одиннадцатикласснику-отличнику, удерживающим колокольчик за рукоятку одновременно, что символизирует преемственность и бесконечность школьного конвейера.

В литературе

Примечания

  1. EDUCATION SYSTEM OF JOHN AMOS COMENIUS AND ITS IMPLICATIONS IN MODERN DIDACTICS
  2. Сергей Фролов. Тайна школьных звонков (рус.) . LiveJournal (28 января 2015). Дата обращения 1 ноября 2017.
  3. Егор Кретов. Часовые сети прошлого (рус.) . Geektimes (9 июня 2015). Дата обращения 1 ноября 2017.
  4. Что такое вторичные часы?! (рус.) . ТД Таймер. Дата обращения 1 ноября 2017.
  5. Сергей Лисковский. Школьный звонок на Raspberry Pi с удаленным управлением (рус.) . Habrahabr (25 декабря 2013). Дата обращения 1 ноября 2017.