Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Взаимосвязь социальной педагогики с другими науками схема. Связь педагогики с другими науками - педагогическая деятельность, педагогический процесс и общие основы педагогики - сидоров сергей владимирович. Связь педагогики с другими науками и ее структура

Рассмотрим, как педагогика связана с другими, науками и в каком направлении развивается. Развитие связей педагогики с другими науками приводит к выделению новых отраслей педагогики - пограничных научных дисциплин.

Формы и типы связей педагогики с другими науками разнообразны:

Творческое освоение научных идей синергетического подхода к воспитанию, кибернетической идеи управления динамическими системами, деятельностного отношения к развитию личности;

Применение методов других наук - математического моделирования и проектирования, анкетирования и социологического опроса;

Использование результатов исследований, полученных различными науками: данные физиологии о работоспособности в разные возрастные периоды жизни человека, его основные психологические новообразования в процессе развития;

Объединение усилий педагогов с представителями естественных и гуманитарных наук для решения общих проблем -- перехода к систематическому обучению детей с 6 лет, организации обучения параллельно с лечением или профилактикой заболевания;

Разработка понятий из разнообразных областей знания для обогащения и углубления представлений о сущности педагогических явлений: диверсификация образования, педагогическая квалиметрия и моделирование.

Для современной педагогики характерна взаимосвязь с различными естественными и гуманитарными науками. Однако влияние философии, психологии и антропологии остается доминирующим. Именно последние определяют основные пути развития педагогической науки.

В настоящее время педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

Педагогика органично связана с психологией. Существует несколько наиболее важных узлов связи между ними. Главный из них - предмет исследования этих наук. Психология изучает законы развития психики человека, педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Следующий важный момент - общность методов исследований педагогики и психологии. Многие научные инструменты психологического поиска с успехом служат решению собственно педагогических проблем (психометрия, парное сравнение, психологические тесты, анкеты и др.).



О наличии взаимосвязи педагогики и психологии свидетельствуют и базовые понятия психологии, которые, будучи использованными в педагогической лексике, способствуют более точному определению явлений, фактов воспитания, образования, обучения, помогают выяснить и определить суть в исследуемых проблемах.

Как научная дисциплина, педагогика пользуется психологическим знанием для выявления, описания, объяснения, педагогических фактов. Так, результаты педагогической деятельности изучаются с помощью психологических диагностик (тестов, анкет и т. д.).

Своеобразным мостом между двумя науками выступает педагогическая и возрастная психология, психология профессиональной педагогической деятельности, психология управления педагогическими системами и многих психологических исследований других областей образования.

Педагогика тесно, связана с физиологией. Будучи наукой о жизнедеятельности целостного организма и его отдельных частей, функциональных систем, физиология раскрывает картину материально-энергетического развития ребенка. Особенно важными для понимания механизмов управления физическим и психическим развитием школьника являются закономерности функционирования высшей нервной деятельности. Знание учителем физиологических процессов развития младшего школьника и подростка, старшеклассника и самого себя ведет к глубокому проникновению в секреты воспитательного влияния среды и методик, предупреждает от рискованных, ошибочных решений в организации педагогического труда, определении нагрузок, в предъявлении выполнимых требований к учащимся и себе.

Психология и физиология явились основой и педагогической системы М.Монтессори. Физиолог по образованию и врач по профессии, М.Монтессори пришла к своей системе воспитания после многолетнего изучения детского организма и продолжительной педагогической работы с психически неполноценными и отстающими в развитии детьми. Свой метод М.Монтессори называла методом “научной педагогики” именно потому, что он основан на физиологии и психологии. Свою “экспериментальную педагогику” М.Монтессори готова была даже назвать медицинской педагогикой, настолько неразрывно связаны в ее системе медицина и физиология (как совокупность наук о жизни человеческого организма) с педагогикой.

Многообразны взаимосвязи педагогики с социологией. Данные социологии способствуют более глубокому осмыслению проблемы социализации личности. Результаты социологических исследований являются базой для решения педагогических проблем, связанных с организацией студенческого досуга, профессиональной ориентацией, и многих других. Будучи наукой об обществе как целостной системе, отдельных ее составляющих, о процессах функционирования и развития общества, социология в область своих теоретических и практико-прикладных исследований включает проблемы образования и воспитания.

В структуре социологической науки плодотворно развиваются такие направления, как социология образования, социология воспитания, социология студенчества и др.

Являясь частью педагогической науки, социальная педагогика тесно связана со всеми ее разделами. Вместе с тем, социальная педагогика в более значительной мере, чем другие разделы общей педагогической науки, является междисциплинарной научной дисциплиной, что обусловлено открытым характером социальной педагогики, отражающей такую же открытую социально-педагогическую практику.

Выявление места социальной педагогики в общей системе наук о человеке и обществе и ее связей с ними позволило выявить ее методологические основы, в качестве которых выступают: общеметодологические (диалектический, критический, исторический, политический, культурологический) подходы; общенаучные (системный, комплексный, оптимизационный, информационный, кибернетический, математико-статистический, акмеологический и синергетический) и частно-научные (социологические, педагогические, психологические и др.) подходы.

Исходное значение для педагогической науки имеет философское знание. Оно является базой для осмысления целей воспитания и образования в современный период развития педагогического знания. Теория познания позволяет опосредованно, благодаря общности законов, определить закономерности учебно-познавательной деятельности и механизмы управления ею. Философские категории необходимости и случайности, общего, единичного и особенного; законы взаимосвязи и взаимозависимости, развития и его движущие силы и другие способствуют развитию исследовательского педагогического мышления. В связи с углубленным осмыслением феномена образования на современном этапе педагогического знания интенсивное развитие получает одно из философских направлений - философия образования.

Наторп П. в своей книге “Философия как основа педагогики” еще в 1910 году попытался проанализировать наиболее известные педагогические концепции с точки зрения наличия в них философской основы. В результате он пришел к выводу, что ошибки в педагогических воззрениях Коменского коренятся в отсутствии достаточных философских оснований, хотя их необходимость великий педагог отчетливо понимал.

Трактовки связей философии и педагогики носили достаточно жесткий оппозиционный характер. С одной стороны, педагогику считали "полигоном" для приложения и апробации философских идей. В этом случае ее рассматривали как практическую философию. С другой стороны, неоднократно предпринимались попытки отказаться от философии в педагогике.

Сегодня общепризнанной является методологическая функция философии по отношению к педагогике, что является вполне правомерным и обусловливается самой сущностью философского знания, мировоззренческого по своей природе, и решаемым задачам осмысления места человека в мире, выявления его взаимоотношений с миром. От системы философских взглядов (экзистенциальных, прагматических, неопозитивистских, материалистических и др.), которых придерживаются исследователи педагогики, зависит направление педагогического поиска, определение сущностных, целевых и технологических характеристик образовательного процесса.

Кроме того, методологическая функция философии по отношению к любой науке, в том числе и педагогике, проявляется в том, что она разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания. Процесс получения педагогического знания подчиняется общим закономерностям научного познания, изучаемого философией. Философия является и теоретической платформой осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций. Педагогика не может приобрести статус науки путем экспериментирования и обобщения опыта без их философского обоснования.

А так как педагогическая наука развивается во взаимосвязи с другими науками о человеке, обращение к их философиям способствует ее успеху.

Новые, дополнительные возможности для исследования процессов воспитания и обучения открывает перед педагогикой кибернетика. Используя ее данные, педагогическая наука разрабатывает закономерности, способы и механизмы управления учебным процессом.

Существенные возможности развития педагогической науки содержатся в перспективах ее интеграции с отраслями медицинских наук. И не только тех, которые изучают «детские болезни». Нервные расстройства, инфекционные заболевания, болезни функциональной дезорганизации организма школьников, токсикомания, наркомания - недуги, поражающие детей школьного возраста, ставят перед педагогической наукой глобальную и весьма наукоемкую задачу - разработать специальную систему обучения и воспитания недомогающих, больных школьников. Недаром говорится, что существует два типа педагогического мышления: плоское и объемное. Плоским оно оказывается у того, кто оперирует только педагогическими понятиями. Объемным - у тех, кто педагогические явления отражает с точек зрения разных наук. Лень школьника, по мнению педагога, - следствие его недисциплинированности, несобранности, слабоволия, запущенности. С точки зрения медицины, лень может выступать защитной реакцией организма в ситуациях опасности для здоровья и психического развития школьника.

Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии. Она разрабатывает во взаимосвязи с медициной систему средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект и усваиваются такие позиции, роли, ценности, которые облегчают процессы социализации, компенсирующие имеющиеся дефекты или снижающие их тяжесть.

Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Также педагогической этикой изучается характер нравственной деятельности учителя и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в учительской среде специфических правил общения, манер поведения и т.п. людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.

Перед педагогической этикой стоит целый ряд насущных задач. Они могут быть разделены на теоретические и прикладные, в числе которых исследование проблем методологического характера, выяснение структуры и изучения процесса формирования нравственных потребностей учителя, разработка специфики нравственных аспектов педагогического труда, выявление предъявляемых требований к нравственному облику педагога и т.д.

Практическая деятельность учителя не всегда соответствует нормам профессиональной этики, что вызвано сложностью и противоречиями педагогической практики, поэтому одна из важных задач педагогической этики - в изучении состоянии нравственного сознания педагога. Для этой цели необходимо располагать достаточно корректными и научно обоснованными методами. Универсальные и наиболее распространённые методы исследования общественного мнения в области педагогической этики направлены на выяснение ценностных ориентаций, мотивационной сферы личности, оценочных суждений опрашиваемых. Этико-социологические методы позволяют изучить этическую эрудицию учителя, ценностные ориентации, нравственную воспитанность и характер коллективных взаимоотношений. Можно назвать в числе методов исследования педагогической этики: метод «частотных словарей», метод этического практикума, контент-анализ, метод общественной аттестации и др.

Среди задач педагогической этики - поднят уровень морально-педагогической подготовки учителя, и вооружить его знаниями, пользуясь которыми, противоречия в учебно-воспитательном процессе им могут быть решены более эффективно. Изучение педагогической этики даёт материал, необходимый для анализа педагогического процесса как процесса нравственных отношений между его участниками.

Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей и т.п. К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно самостоятельный раздел этики. Среди этих категорий - профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет.

Павловский А.И. считает, что этика - это наука о морали и нравственности. Мораль - это внешняя, а нравственность - внутренняя по отношению к индивиду регуляция человеческого поведения.

Педагогика, рассматривая человека в качестве естественно-природного и социального существа, не могла не задействовать тот потенциал, который накапливался в антропологии как науке, интегрирующей знания о феномене человека в единый теоретический конструкт, рассматривающий природу условного человека в его многомерности и многоликости.

Отношения между педагогикой и экономическими науками сложны и неоднозначны. Экономическая политика во все времена была необходимым условием развития образованности общества. Немаловажным фактором развития педагогики остается экономическое стимулирование научных исследований в этой области знаний. Связь этих наук послужила обособлению такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических законов в сфере образования.

Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов, воспроизводя ее в концептуальных схемах и теориях. Педагогика стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей, установок, политического мировоззрения.

Педагогическая информатика - сравнительно новая и к тому же бурно развивающаяся отрасль знания. Количество исследователей и педагогов-практиков, связанных с этой областью, достаточно велико. Как всегда бывает в таких случаях, терминология педагогической информатики окончательно не установилась. В связи с этим неоднозначность, нечёткость, а иногда и просто отсутствие необходимых терминов и их определений, вызывает серьёзные трудности практического свойства.

Сейчас уже не вызывает сомнения то обстоятельство, что необходимость формирования строгой терминологической базы педагогической информатики является приоритетной задачей. Её решение может быть осуществлено коллективной работой и активным обсуждением предложений большой группой авторов, связанных, в первую очередь, с Академией информатизации образования, как организации, которая определяет основной вектор исследований в этой области.

Эта работа должна опираться на формулировку главных терминологических проблем, которые существуют в педагогической информатике к настоящему времени.

Попыткой сформулировать некоторые из этих проблем и является настоящая публикация, которая по своему замыслу носит дискуссионный характер.

Завершая обзор межнаучных связей педагогики, отмечу, что в педагогических исследованиях активно используются данные и многих других наук: юриспруденции, статистики, экологии, этнографии, этнологии, истории, технических наук.

Социальная педагогика представляет ту область педагогического знания, которая непосредственно касается изучения комплексных проблем человека в среде. Поэтому социальная педагогика широко использует достижения других наук о человеке: философии, социальной работы, социологии, психологии, этики, этнографии, культурологии, медицины, правоведения, дефектологии. Опираясь на знания этих наук, социальная педагогика организует и интегрирует их потенциал в личностно-средовом контексте, применительно к своему предмету исследования. Выбор знаний определяется тем, насколько они отражают реализуемые в практике работы основные социально-педагогические задачи: постановку социального диагноза, формирование гуманных отношений в социуме, выбор форм и методов социализации личности, компетентной социальной помощи, поддержки человека.

Философия является методологической основой всех общественных наук. Связь социальной педагогики с философией заключается в том, что философия ставит коренные вопросы человеческого бытия и, пытаясь дать на них ответы, вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека , а социальная педагогика, исследуя свои проблемы, исходит из определенного взгляда на человека и его воспитание. В основе этого взгляда можно обнаружить те или иные философские основания .

Особенно важна связь социальной педагогики с социальной работой . Как наука, социальная работа представляет собой сферу человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности – социальной сфере и специфической социальной деятельности.

Как любая наука, социальная работа имеет свой предмет, объект, категориальный аппарат. Объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе. Предметом социальной работы как самостоятельной науки являются закономерности, обусловливающие Характер и направленность развития социальных процессов в обществе. Что касается категориального аппарата, то многие категории социальной работы и социальной педагогики являются общими .



Современная психология как одна из наук о социальном знании представляет собой сложное структурное образование. Она состоит из множества ветвей, или отраслей, которые сформировались на границе психологии и других наук: педагогических, медицинских, социальных, биологических, инженерных, экологических, экономических, юридических и др. В этой связи важным для социальной педагогики является учет не только общих особенностей человеческой психики, но и ее специфики и зависимости от конкретных условий социальной ситуации развития, жизни и деятельности, профессии, возраста, статуса в системе межличностных отношений в конкретной группе, позиций и диспозиций, типологических особенностей, социально-психологической адаптации и т.д.

Социальная педагогика в решении своих задач широко использует достижения социальной психологии , позволяющей определить структуру социальных групп, их динамику, различия, развитие и состояние взаимоотношений народов нашей страны и т. п. Это помогает выявить проблемы, которые требуют решения в конкретных условиях быта, деятельности, свободного времени, воспитания в социокультурной среде региона. При этом главная функция социальной педагогики – исследовать проблемы человеческих отношений, жизнедеятельности человека в конкретных условиях, в соотношении самого индивида со средой, с учетом ценностных ориентации, которые формируют семья, школа, производственная среда и т. д., а также на основе изучения позиции самой личности как субъекта самосовершенствования и изменения социума.

Возрастная психология изучает возрастную динамику психики человека. Разделами возрастной психологии являются: детская психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология ранней юности, психология взрослого человека, психология старости . Возрастная психология изучает возрастные особенности психических процессов, возрастные факторы развития личности. Для успешного развития социальной педагогики необходимы знания в области возрастной психологии .

Психология общения – та отрасль психологического знания, которая обязательна для любого человека, имеющего прямое или косвенное отношение к социально-педагогической работе. Социальному педагогу приходится иметь дело с самыми разнообразными в коммуникативном плане людьми : тихими, застенчивыми – и агрессивными, бурно выражающими свои чувства; замкнутыми, недоверчивыми –и словоохотливыми; ищущими правду, справедливость – и безразличными к ней и т.д. Важно к каждому из них найти подход, расположить к себе, дать возможность раскрыть душу, впустить постороннего человека в свой сокровенный внутренний мир.

Социальная педагогика связана и с такими отраслями психологической науки, как психология девиантного поведения, психология семьи, специальная психология и др.

В последние годы особую актуальность приобретает связь социальной педагогики с социологией – наукой о закономерностях становления, функционирования и развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей. Социология воспитания, изучая проблему социализации, использует данные отраслей социологического знания: социологии возраста, социологии города и деревни, социологии досуга, социологии массовой коммуникации, социологии молодежи, социологии морали, социологии образования, социологии преступности, социологии религии, социологии семьи.

Интеграция социальной педагогики и социологии вызвана, с одной стороны, усложнением всех сторон -жизнедеятельности, а с другой стороны – углублением наших знаний о человеке и социуме. С усложнением общества и общественных отношений неизбежно усложняется и процесс социализации развивающейся личности, а интегрирующиеся педагогика и социология, в свою очередь, объединяются со всеми другими науками, изучающими человека и общество, формирующаяся социальная педагогика не только должна идти на интеграцию с социокультурной средой, но и активно вторгаться в нее, изменяя ее в соответствии с потребностями общественного развития, основными направлениями социального прогресса.

Этика анализирует общие законы развития нравственных представлений и отношений, а также регулируемые ими формы морального сознания людей и их нравственную деятельность. Социальная педагогика использует и учитывает сформулированные этикой принципы нравственности, определяя цели и ценности воспитания, разрабатывая методы воспитания, исследуя проблемы межличностного взаимодействия.

Этнография изучает бытовые и культурные особенности народов. Этнопсихология – отрасль знания, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т. д. Социальная педагогика, исследуя социализацию человека, опирается на данные об этнических особенностях возрастной периодизации жизненного пути человека; о факторах, определяющих положение людей того или иного возраста и пола в этносе; об этнической специфике и закономерностях социализации и воспитания; о каноне человека в различных этносах и т. д.

Разрабатывая теорию социального воспитания, необходимо принимать в расчет данные этнографии и этнопсихологии, определяя конкретные цели, ценности и содержание воспитания, учитывать этнические особенности при построении системы и особенно в конструировании форм и методов социального воспитания. При этом целесообразно аккумулировать сложившиеся в этносе и оправдавшие себя адекватные общечеловеческим принципам способы воспитания и использовать их в системе социального воспитания в рамках данного этноса.

Для развития социальной педагогики в последние годы особенно важны данные демографии , которая исследует проблемы народонаселения: рождаемости, смертности, миграции. Для современной России характерно появление таких категорий населения, как социальные сироты, бомжи, мигранты, вынужденные переселенцы и др. Без учета и прогнозирования рождаемости, возрастной структуры и процессов перемещения населения невозможно эффективное решение проблем социальной педагогики.

Социальная педагогика тесно связана с дефектологией . Это наука о психофизиологических особенностях аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания. В дефектологию входит ряд разделов специальной педагогики: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия. Дефектология изучает также проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, а также со сложными дефектами.

В реальности связь социальной педагогики с другими науками весьма различна. Данные социальной психологии и в определенной мере социологии находят в ней применение, хотя далеко не в том объеме, в каком это необходимо для ее плодотворного развития. В то же время этнографические и этнопсихологические данные практически до сих пор остаются невостребованными. С точки зрения А.В. Мудрика, такое положение объясняется как недостаточным развитием социально-педагогических знаний, так и тем, что в названных выше науках далеко не в полной мере изучены те процессы и явления, данные о которых могли бы быть использованы в социально-педагогических концепциях.

Робот советует заглянуть также в список других материалов, который он составил по данной теме. По материалам моих лекций.

Педагогика не может успешно развиваться изолированно от других наук о человеке.

Педагогика влияет на развитие всех наук, способствуя совершенствованию образовательного процесса, посредством которого…
- новым поколениям передаются накопленные человечеством научные знания;
- подготавливаются специалисты для научно-исследовательской деятельности.

Пожалуй, самый очевидный пример взаимосвязи педагогики со всеми науками – это методики преподавания разнообразных учебных дисциплин. Чтобы спланировать учебный процесс по конкретной дисциплине, нужно изучить её особенности, педагогически адаптировать научные знания (приспособить их для наилучшего усвоения), разработать процесс взаимодействия преподавателя с обучающимися, выстроить систему педагогических способов и средств.

Педагогика испытывает влияние других наук, заимствуя из них знания о человеке и обществе, способы научного познания, приспосабливая к своим нуждам научные подходы и теории, разработанные другими науками.

На схеме показаны лишь некоторые примеры связи педагогики с другими науками.

Тесная связь существует у педагогики с философией , ведь педагогическое знание, долгое время являлось частью философских наук. В настоящее время педагогика использует философские концепции и общенаучные подходы, заимствованную в философии логику построения рассуждений и формулирования умозаключений. Современные базовые педагогические теории основываются на постулатах, разработанных в философии: прагматическая теория воспитания и развития личности – на философии прагматизма, экзистенциалистская – на философии экзистенциализма и т.д.
Роль философских знаний в педагогике так велика, что изучению связей педагогики с философией посвящён целый раздел педагогической науки: философия образования.

Конечно, наиболее тесны и многогранны связи педагогики с гуманитарными науками и другими науками о человеке (естественными, социальными).

Так, педагогика связана с этикой и эстетикой .

Страница 54 из 56

54. Связь социальной педагогики с другими отраслями наук

Социальная педагогика очень тесно связана с теми отраслями педагогического знания, сферой применения которых являются воспитательные организации различного типа.

Этика и социальная педагогика

Этика исследует общие законы развития нравственных норм и моральных представлений, а также регулируемые ими формы морального сознания людей и их моральную деятельность.

Социальная педагогика использует и учитывает сформулированные этикой принципы нравственности, определяя цели и разрабатывая методы воспитания, исследуя проблемы межличностного взаимодействия и другие вопросы философии, теории и методики социального воспитания.

Социология социального воспитания, изучая проблему социализации, использует данные ряда отраслей социологического знания: социологий возраста, города и деревни, досуга, массовой коммуникации, молодежи, морали, образования, преступности, религии, семьи.

Разрабатывая проблемы теории и методики социального воспитания, социальная педагогика принимает во внимание данные социологии.

Этнография, этнопсихология и социальная педагогика

Этнография занимается изучением особенностей быта и культуры народов. Социология и психология социального воспитания используют данные об этнических особенностях возрастной периодизации жизненного пути человека, о факторах, определяющих положение людей того или иного возраста и пола в этносе; об этнической специфике и закономерностях социализации и воспитания; о каноне человека в различных этносах и т. д.

Разрабатывая теорию социального воспитания, принимаются в расчет данные этнографии и этнопсихологии.

Социальная и возрастная психологии и социальная педагогика

Предметом изучения социальной психологии являются закономерности поведения и деятельности людей, которые обусловлены их объединением в социальные группы, а также характеристика этих групп с психологической точки зрения. Социальная педагогика использует данные социальной и возрастной психологии, исследуя проблемы социализации и вик-тимологии, разрабатывая психологию и методику социального воспитания.

Данные социальной психологии и в определенной мере социологии находят применение в социальной педагогике, хотя далеко не в том объеме, в каком это необходимо для ее плодотворного развития. В то же время этнографические и этнопсихологические данные до сих пор практически остаются невостребованными. Такое положение объясняется как недостаточным развитием социально-педагогических знаний, так и тем, что в названных выше науках далеко не в полной мере изучены те процессы и явления, данные о которых могли бы быть использованы в социально-педагогических концепциях.

Понятие социальной педагогики

Социальная педагогика занимается изучением социального воспитания человека, осуществляемого на протяжении всей его жизни.

Замечание 1

Основная цель социальной педагогики заключается в исследовании проблем человеческих взаимоотношений, жизнедеятельности людей в различных условиях, установлении взаимоотношений индивида с окружающей его средой, с учетом его психологических и возрастных особенностей, а также ценностных ориентаций.

Предмет социальной педагогики – социальное воспитание личности и воспитательные силы общества.

В настоящее время существуют различные определения понятия «социальная педагогика».

Социальная педагогика – это научная дисциплина, которая раскрывает социальную функцию общей педагогики и исследует воспитательный процесс на всех возрастных этапах.

Социальная педагогика – это самостоятельная наука, которая занимается исследованием влияния социальных факторов среды на процесс социализации подрастающего поколения, а также разрабатывающая и реализующая эффективную систему мероприятий, направленных на оптимизацию воспитания личности в рамках современного социума.

Социальная педагогика – это отрасль педагогики, занимающаяся исследованием особенностей социального воспитания в контексте социализации, то есть процесс воспитания всех возрастных и социальных групп людей, осуществляемых как в рамках организаций, созданных специально для осуществления воспитания, так и в организациях, где воспитание не является основной функцией.

Замечание 2

Таким образом, несмотря на различные определения понятия «социальная педагогика» суть ее понимания сводится к тому, что данная научная отрасль занимается исследованием особенностей социального воспитания человека на всех этапах его становления и развития.

Многообразие подходов к определению социальной педагогики обусловлено тем, что на современном этапе своего развития педагогика в целом является областью интегрированного знания. На это есть ряд причин:

  • развитие отраслей знаний о человеке
  • развитие отраслей знаний об обществе
  • расширение знаний и представлений о процессах и закономерностях развития человека в обществе

Все это способствует тому, что социальная педагогика, для эффективного решения своих специфических задач, опирается на смежные науки.

Методологическая основа социальной педагогики представлена философией воспитания, философской антропологией и современными данными о человекознании.

Теоретическая основа социальной науки – это культурологический и цивилизованный подходы к социально-педагогическим феноменам, при которых определенный социум рассматривается как часть истории.

Все это позволяет выделить в структуре социальной педагогике ее уровни и заниматься исследованием проблем воспитания и образования людей в различные эпохи, учитывая национальные и временные особенности.

Связь социальной педагогики с другими науками о человеке

Социальная педагогика находится во взаимосвязи со многими смежными науками. Данная взаимосвязь обусловлена тем, что социальная педагогика в процессе своего становления и развития заимствовала идеи, методы и способы исследования из ряда других наук, до момента ее выделения в самостоятельную науку.

Замечание 3

Социальная педагогика представляет ту область педагогического знания, которая непосредственно касается изучения комплексных проблем человека в среде. В настоящее время связь с науками о человеке необходима социальной педагогике для эффективного решения поставленных задач.

Социальная педагогика находится во взаимосвязи со следующими науками:

  1. Психология социального воспитания – способствует изучению социально-психологических характеристик человека и групп, возрастных особенностей, выявляет эффективные психологические условия взаимодействия субъектов социального воспитания. Большое значение для социальной педагогики имеет методика и практика психологии социального воспитания, способствующие отбору наиболее оптимальных методов и приемов воспитания.
  2. Философия. По своей природе философия является методологической основой всех общественных наук. Связь философии и социальной педагогики обусловлена тем, что философия занимается постановкой и исследованием фундаментальных вопросов о воспитании человека, человеческого бытия и т.д. На основании философских суждений вырабатывается обобщенная система взглядов на мир и места человека в нем.
  3. Социальная работа, является одной из наиболее важных наук, оказывающих влияние на развитие социальной педагогики и решение основных ее задач. Это связано с тем, что социальная работа занимается исследованием человеческой деятельности, выработкой знаний о социальной сфере и специфической социальной деятельности. Связь социальной работы и социальной педагогики также обусловлена тем, что у данных наук общий категориальный аппарат.
  4. Психология – это одна из тех наук, у которых накоплен богатый опыт социального знания. По своей структуре современная психология представлена множеством отраслей и ветвей, которые сформировались на всем этапе существования и развития психологии. Важным для решения задач социальной педагогики является учет психологических особенностей человеческой психики на различных возрастных этапах. Данные знания представляет психология и ее отрасли.
  5. Социальная психология. В решении задач социальной педагогики широко используются достижения социальной психологии, которые позволяют определить структуру различных социальных групп, выделить их специфические различия и динамику развития. Все это способствует выявлению социальных проблем и их последующему эффективному решению, с учетом социокультурной среды региона.
  6. Возрастная психология – занимается изучением возрастной динамики психики человека. Во взаимосвязи с социальной педагогикой находятся все разделы возрастной психологии: детская, младшего школьника, подростковая, ранней юности, взрослого человека и старости.

Возрастная психология изучает возрастные особенности психических процессов, возрастные факторы развития личности. Для успешного развития социальной педагогики необходимы знания в области возрастной психологии.